В доисторической Англии каннибализм был обыденным и ритуальным

Время приема пищи в пещере Гоф в графстве Сомерсет на юго-западе Англии 14700 лет назад было не для слабонервных. У первых жителей Европы в меню были свои же сородичи.

Окаменелые кости черепа человека из пещеры Гоф, которые были тщательно зачищены каменными орудиями. Насечки и следы от ударов на лицевых костях. (A) Насечки и следы от ударов на лицевых костях из пещеры Гоф  (масштаб = 10 мм). (а-g), 3D изображения антропогенных видоизменений  (масштаб = 1 мм) (программный пакет Alicona).  (B), фотография следов от ударов на нижней губной  границе правого центрального резца  (масштаб = 5 мм).
Антропологи долго изучали свидетельства каннибализма, записанные в окаменелостях человеческих останков. Однако установить его существование и выяснить, почему люди питались друг другом, оказалось трудным делом. Новое научное исследование предоставляет свежий взгляд на человеческую бойню, которая происходила на этом месте, на побуждающие ее мотивы и наводит на мысль, что в доисторические времена каннибализм, возможно, был более распространен, чем считалось ранее.

Исследование каннибализма ископаемого человека традиционно сконцентрировано на признаках повреждения костей каменными орудиями – насечках от нарезки мышц с костей и рубцов от ударов при извлечении питательного костного мозга – чтобы отличать деятельность человека от деятельности крупных кошек и других хищных животных. Однако выяснить, отделялась ли человеческая плоть от кости в ходе ритуала или же в целях приготовления пищи – задача трудоемкая. С этой целью недавно ученые начали искать на костях следы человеческих зубов, которые не оставляют сомнений в намерениях. Используя критерии, разработанные П.Саладье из Каталонского института палеоэкологии и социальной эволюции в Таррагоне (Испания) и ее коллегами для идентификации следов зубов человека на костях, исследователи пересмотрели человеческие останки из пещеры Гоф. Результаты оказались поразительными. 22 сентября 2012 г. на ежегодном заседании Европейского общества по изучению эволюции человека в Бордо тафономист Сильвия М. Белло из Музея естественной истории в Лондоне представила аудитории находки своей исследовательской группы.

Белло сообщила, что человеческие кости из пещеры, принадлежащие как минимум четырем человекам, в том числе ребенку в возрасте около трех лет, показывают многочисленные следы обгладывания людьми и обширное число насечек, оставленных каменными орудиями. Действительно, большинство костей книзу от шеи несут на себе убедительные следы зубов человека. Каннибалы, похоже, нарезали каменными ножами филе из основных мышц, а затем отгрызали остатки. Даже концы фаланг пальцев стопы и костей ребер обгрызали, быть может, так, чтобы скромные запасы костного мозга этих костей можно было высосать.

Интересно, что в отличие от зачерепных костей, ни одна из костей черепа не несет на себе следы зубов. Тем не менее, они были тщательно очищены от плоти. Каждая частица мягких тканей, в том числе глаза, уши, щеки, губы и язык, по-видимому, были дотошно удалены при помощи каменных орудий. Но каннибалы постарались сохранить свод черепа, отделив его от лица и придав форму краям, чтобы изготовить, как утверждала ранее Белло и ее коллеги, чаши для питья и кубки, о которых хорошо известно из этнографическим сведений.

В общем и целом, свидетельства из пещеры Гоф говорят о том, что людоедство существовало, и оно было ритуальным. Она объяснила, что существование каннибализма ради выживания кажется маловероятным, потому что эта стоянка содержит огромное количество останков животных. А это означает, что люди не голодали. Кроме того, если бы они ели себе подобных в состоянии отчаяния, то, вероятно, не стали бы озабочиваться извлечением мозга. Вместо этого они просто разбивали бы череп, чтобы получить доступ к жирному органу внутри. Напротив, по утверждениям Белло, обработка человеческого тела являлась традиционной. Люди в пещере Гоф скорее поедали тела своих сородичей ради пропитания, нежели чем давали хорошему мясу портиться впустую, а затем производили из черепов чаши для ритуала. В сущности, как полагает Белло, учитывая практическую пользу, в прошлом каннибализм был относительно обыденным явлением.

Во время вопросов и ответов после презентации результатов исследования палеоантрополог Жан-Жак Убле из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге задал вопрос о том, какие существуют доказательства, что целью изготовления чаш из черепов была, именно, ритуальная деятельность, а не утилитарная. Белло, среди прочего, отметила, что австралийские аборигены, как показывают исторические свидетельства, изготавливали чаши из черепов и использовали эти емкости на ежедневной основе, причем точно знали, откуда произошла каждая из них. Она также прокомментировала, что из черепа ребенка не получилось бы хорошего сосуда для питья, потому что швы его черепа еще не полностью срослись. И, тем не менее, детские черепа использовались и обрабатывались в точности так же, как черепа взрослых. А это еще одно доказательство того, что чаши из черепов имели ритуальное назначение. Отвечая на вопрос об участии детей в празднествах поедания людей, Белло сказала, что отличить следы детских зубов от зубов взрослых невозможно, потому что только край зуба оставляет отметину.

Как отметила Белло, теперь, когда исследователи имеют способы определения следов зубов человека, они смогут обнаруживать больше доказательств существования каннибализма в палеонтологической летописи наших предков. Ученые теперь смогут пересмотреть археологические материалы с доисторических стоянок с неубедительными доказательствами каннибализма и проверить кости на наличие следов от человеческих зубов.

Источник: Scientific American, Кейт Уонг, 24.09.2012
 In Prehistoric Britain Cannibalism Was Practical and Ritualistic

Нет комментариев.

Отправить комментарий

 

Свежие статьи

Популярное