Лекарственный каннибализм в Европе: исцеляющая сила смерти

Являлись ли европейцы некогда каннибалами? Исследование показывает, что вплоть до конца XVIII века лекарства содержали вызывающие тошноту ингредиенты, такие как человеческая плоть и кровь.

Человек с повязкой на глазах стоит на коленях и молится за секунду до того, как его обезглавит палач (прим. 1550 г.) (Getty Images)
Согласно рецепту мясо следовало разрезать на мелкие кусочки или дольки, обрызгать «миррой и чуть-чуть соком алоэ» и затем в течение нескольких дней пропитывать в винном спирте.

Затем его нужно было развесить «в очень сухом и затененном месте». В конце, как отмечается в рецепте, оно становилось «похожим на вяленое мясо» без «смрадного запаха». 

Эти слова были написаны немецким фармакологом Йоханном Шрёдером в XVII веке. А мясо, о котором он пишет, - это не ветчина или говяжья вырезка. В наставлениях предписывалось использование «трупа рыжеволосого человека… примерно 24 лет от роду», который «умер насильственной смертью, а не в результате болезни» и затем, как наставляет автор, «оставлен под лучами луны на один день и одну ночь под ясным небом».

В Европе XVI-XVII вв. рецепты подобных лекарств, в которых давались инструкции, как обрабатывать человеческие тела, были почти таким же обычным делом, как применение лекарственных трав, кореньев и коры деревьев. Историк медицины Ричард Сагг из Университета Дюрхема (Великобритания), который пишет книгу по данной теме, говорит, что части и кровь трупа являлись стандартными единицами ассортимента каждой аптеки. Он даже описывает дефицит в поставках, имевшийся в славные дни «лекарственного каннибализма». Сагг убежден, что проявления алчного каннибализма имелись не только в Новом Свете, но и в Европе тоже.

Фактически имеются бесчисленные источники, которые описывают нездоровую практику первых европейских целителей. Например, римляне пили кровь гладиаторов в качестве снадобья от эпилепсии. Однако именно в эпоху Возрождения использование частей трупов в медицине приняло обыденный характер. Сагг пишет, что на первых порах продавались порошки из измельченных египетских мумий, как «эликсир жизни». В самом начале XVII века целители обратили свое внимание на останки казненных людей и даже на трупы нищих и прокаженных.

Немецко-швейцарский врач Парацельс был одним из наиболее яростных сторонников разделывания тел, которое в конце концов получило популярность даже в высших слоях общества. К примеру, британский король Чарльз II заплатил 6 тыс. фунтов за рецепт дистилляции человеческого черепа. Регент применял полученный дистиллят, который вошел в историю медицины как «королевские капли», почти ежедневно.

Ученые и вельможи, также как и простой народ, клялись исцеляющей силой смерти. Американский антрополог Бет Конклин, например, цитируя источник XIX века, пишет, что в Дании, как сообщают летописи, эпилептики толпами выстраивались вокруг эшафота, держа кружки в руках, готовые пить кровь, выливающуюся из все еще дергающегося тела. Черепа использовались в качестве лекарственного средства, также как и мох, который покрывал их. Верили, что он останавливает кровотечение.

Полагали, что человеческая жировая клетчатка смягчала приступы ревматизма и артрита, а мазь, изготовленная из трупов – помогает от ушибов. Сагг даже приписывает человеческой плоти религиозное значение. Для некоторых протестантов, как он пишет, это служило своего рода замены Евхаристии или пробы тела Христова в святом причастии. Некоторые монахи даже приготавливали «что-то вроде мармелада» из крови умерших.

«Все дело в присущей человеческому организму жизнестойкости», - говорит историк. Исходили из того, что  все организмы имеют предопределенный срок жизни. Если тело умирало не естественным путем, то остаток жизни этого человека можно было позаимствовать, так сказать. Именно поэтому предпочитали казненных.

Данная практика не всегда являлась успешной. В 1492 г., когда Папа Иннокентий VIII лежал на смертном одре, его врачи взяли кровь у троих мальчиков и дали папе выпить ее. В конце концов, умерли и мальчики, и сам папа.

Было ли все это каннибализмом? Сагг не сомневается, что был. Подобно каннибалам Нового Света европейцы были основательно заинтересованы в потреблении жизненной энергии. Однако для антрополога Бет Конклин европейская форма каннибализма имеет специфическую примечательность. Как она отмечает, за пределами Европы почти всегда имелась связь между тем, кто ел и тем кого ели. С другой стороны, как пишет Конклин, европейский каннибализм являлся «отчетливо асоциальным», при этом добавляя, что человеческое тело рассматривалось как товар, продаваемый и покупаемый ради выгоды.

К концу XVIII века, однако, привлекательность этой практики поизносилась. «С наступлением эпохи Просвещения врачи стремились избавиться от суеверного прошлого», - говорит Сагг. В 1782 г., например, врач Уильям Блэк писал, что он приветствовал кончину «отвратительных и бессмысленных» лекарственных средств, таких как «порошки из человеческих черепов». Они и прочая «мешанина из этой мути», к счастью, исчезли из аптек, как отмечал Блэк.

Эпоха подошла к концу, а вместе с ней и интерес к рецептам подобным тем, которые распространял британец Джон Киог. Этот проповедник, который умер в 1754 г., рекомендовал от «головокружений» порошок из человеческого сердца. Киог даже предоставлял порции лекарства и инструкции по его применению: «глоток утром на пустой желудок». 


Нет комментариев.

Отправить комментарий

 

Свежие статьи

Популярное