Каннибализм в Европе эпохи Премодерна

Начиная сказками и кончая новейшим исследованием британского историка медицины - все говорит о том, что каннибализм, обслуживавший различные цели, имел более широкое     распространение, чем считалось ранее

Каннибализм во Франции и Литве в 1571 г. Ein Erschrockenliche doch Warhaftige grausame hungers nott und Pestilenzische plag so im Landt Reissen vnnd Littaw furgangen im 1571
В конце футуристического фильма «Зеленый сойлент» 1973 года Чарлтон Хестон в безумии бежит по улицам с криками: «Зеленый сойлент - это люди!»  Во многом также как в романе Герберта Уэллса «Машина времени», в котором покорного Элоя выращивают для питающихся человечиной Морлоков, мысль о съедении другого человеческого существа всегда сопровождалась чувством страха и отвращения. И тем не менее, имеется множество свидетельств того, что в Европе эпохи Премодерна существовали отдельные формы каннибализма. В некоторых случаях каннибализм даже можно обнаружить и в более поздние века, как например, во время голода в колониальном Джеймстауне.

Сказки и каннибализм в Европе

Обсуждая французские сказки, историк Роберт Дарнтон начинает с классической сказки «Про Красную Шапочку». В оригинале сказки волк не только убивает бабушку, но и расчленяет ее тело на тарелке и наполняет бутылку ее кровью. Когда девочка приходит, он приглашает ее поесть и попить. В конце волк пожирает и ее. Дарнтон объясняет, что «французские рассказчики XVIII в., не маскируя свою мысль символами, изображали жестокий мир неприкрытым, как есть». [1]

Йоханн де Трокелоу, описывая Великий голод, который прокатился по Европе в самом начале XIV в., пишет о всеобщей острой нехватке пищи в 1315 году и сообщениях о том, что «мужчины и женщины во многих поселениях скрытно съедали своих собственных детей…» [2] В Джеймстауне, шт. Вирджиния, в 1608 г. одного колониста осудили за убийство и съедение жены, которую он зажарил на костре. В сказках как раз отражаются такие очевидные примеры каннибализма. Шелдон Кэшден [3] признает, что «потребление человеческой плоти… встречается в сказках довольно часто» и приводит ряд примеров, включая классическую сказку «Гензель и Гретель». Даже братья Гримм, собирая народный фольклор, включали рассказы о каннибализме.

Однако мнения в отношении заключенного в этих рассказах смысла различаются. Если исключить психопатологию, то Кэшден и Дарнтон предлагают разные объяснения. Дарнтон указывает на то, что такие рассказы содержат конкретные деревенские случаи (социальные условия), в то время как Кэшден обращает внимание на концепцию «ведьмы»: «если ведьма погибает, так как она должна, то читатель должен быть уверен, что она заслуживает того».

Каннибализм, медицина и смерть в конце Средних веков


Филип Бетге [4] комментирует новое исследование Ричарда Сагга из университета Дюрхема, в котором подробно рассматривается широкое применение каннибализма в Европе XVI-XVII веков, связанного с лекарственными средствами. Многие из этих случаев подразумевали использование трупов. Размышляя о религиозном значении, Бетге отмечает, что «для некоторых протестантов …это служило в качестве некоей замены евхаристии или пробы тела Христова в Святом причастии».

Чарльз Панати [5] отмечает, что «с самых ранних времен человек съедал частицу плоти другого человека или выпивал несколько капель его крови с тем, чтобы получить от него силу, святость, мудрость или храбрость…». Панати цитирует примеры, встречаемые у Эскимосов, а также в африканских и южно-американских культурах. Джеймс Фрейзер также подробно рассматривает культуры, которые привычным образом практиковали некоторые формы каннибализма. [6]

Каннибализм есть универсальный страх

В фильме «Служить человеку» 1962 года из сериала «Сумеречная зона» дружественно настроенные инопланетяне превращают планету в Утопию со скрытым намерением вырастить человечество, чтобы потом им питаться. Рассказы о каннибализме соединяют между собой столетия, играя на присущих людям страхах, которые пробуждаются, когда человек предстает перед исторической реальностью каннибализма, бытовавшего среди его общих предков.


Источник: Suite 101, Майкл Штрайх, 25.03.2013
Cannibalism in Pre Modern Europe 

Литература:
[1] Robert Darnton, The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History (Allen Lane: Penguin Books, 1984) see Chapter 1.
[2] Johannes de Trokelowe, Annales, H. T. Riley, ed., Rolls Series, No 28, Vol. 3 (London, 1866), pp. 92-95. Translated by Brian Tierney.
[3] Sheldon Cashdan, The Witch Must Die: How Fairy Tales Shape Our Lives (Basic Books, 1999) pp. 46-49.
[4] Philip Bethge, “Europe’s ‘Medicinal Cannibalism’: the Healing Power of Death,” Spiegel (On Line Version), January 30, 2009.
[5] Charles Panati, Sacred Origins of Profound Things: The Stories Behind the Rites and Rituals of the World’s Religions, (Penguin, 1996), p. 176.
[6] Sir James George Frazer, The Golden Bough: A Study in Magic and Religion (New York: The Macmillan Company, 1966).

Нет комментариев.

Отправить комментарий

 

Свежие статьи

Популярное